ORD
8.03.2019 г.
Парадоксы эмансипации

Для многих праздников, доставшихся нам в наследство от СССР, пытаются найти новое содержание. Или вовсе от них отказаться. Одной из таких противоречивых дат стало 8 Марта – Международный женский день.

На протяжении всей советской истории 8 Марта то и дело наполняли новым содержанием. Постоянную смену парадигмы прекрасно отображают советские плакаты и открытки разных периодов. Поначалу акцент был на эмансипации женщин (как и сейчас!), затем – в 1930-1940 гг. – сместился в производственную сферу: ударение сделали на том, что женщина может и должна пахать наравне с мужчиной. И наконец, в 1960-е (кстати, выходным 8 марта в СССР стало только в 1966 г.) сугубо женские коннотации стали превалировать и почти вытеснили первоначальный эмансипаторский смысл. Кстати, именно за это патриархальное общество полюбило феминистский по своей первичной сути день «славный день Восьмого марта».

Впрочем, удивляться не стоит. Вся история борьбы женщин за равноправие богата странностями, парадоксами и алогичными ситуациями.

Военные издержки

Одним из таких парадоксов состоит в том, что эмансипация тесно связана с войной и во многом ей обязана. Например, в Античной Греции самые большие права были у женщин Спарты. Их мужья были слишком заняты войной или военной подготовкой, а потому делегировали часть полномочий женам. И если мы воспринимаем спартанцев в образе молчаливых и неустрашимых солдат, то для своих современников из других греческих полисов спартанцы были, прежде всего, подкаблучниками.

Первый известных случай борьбы женщин за свои права связан со второй Пунической войной (218-201 до н.э.) между Римом и Карфагеном. Надо сказать, что в античных демократиях было непринято облагать граждан налогами – налоги считались чем-то экстраординарным и, если уж к такой мере прибегали, то единоразово. К тому же, во время войны все граждане-мужчины были обязаны служить в армии или на флоте, – какие тут еще налоги?

И вот, оказавшись в сложнейшей ситуации, римский Сенат решили обложить единоразовым налогом богатых вдов. Но не тут-то было! Те вышли на протест (особенно возмутились те, чьи мужья погибли на войне) и сказали, что поскольку у них нет гражданских прав, то и гражданских обязанностей – тоже. И вообще, они с Ганнибалом не ссорились… Несмотря на такую непатриотическую позицию, сенаторы решили не раскачивать лодку и не посягать на вдовье имущество.

В начале ХХ века суфражисткам, которые боролись за предоставление женщинам избирательного права, сильно помогла Первая Мировая война (1914-1918). Причем, в отличие от Древнего Рима, тут патриотизм сыграл решающую роль.

«Потребности войны породили значительный «освободительный» эффект, – пишет историк Брендан Симмс. – Женщины из рабочего класса вскоре нашли себе работу на множестве военных заводов, тогда как представительницы среднего класса и аристократии занимались различными волонтерскими проектами или записывались в сестры милосердия. По всей Европе миллионы женщин ощутили себя востребованными, поскольку в них нуждались их страны. Они отвергали лозунги пренебрежимого меньшинства, возражавшего против призывной системы и утверждавшего, что международное женское движение должно придерживаться преимущественно пацифистских довоенных взглядов».

«Может ли какая-либо женщина допустить, – спрашивала ветеран суфражистского движения Эммелин Панкхерст, – чтобы участь ее страны решали совестливые возражатели, пассивные сопротивленцы и уклонисты?». Она, как и большинство ее единомышленниц, считали, что гражданские права, за которые они боролись, подразумевают исполнение патриотического долга.

Впоследствии, Вторая Мировая война (1939-1945) только укрепила эту тенденцию в странах антигитлеровской коалиции.

«Борьба против Гитлера, – пишет Брендан Симмс, – преобразила жизнь женщин по обе стороны Атлантики. Знаменитая картина Нормана Рокуэлла «Клепальщица Рози», напечатанная в «Сатердей ивнинг пост» в мае 1943 года – суровая военная работница попирает ногой экземпляр «Mein Kampf» – как бы отобразила этот процесс».

Потребность в рабочих руках для производства новых вооружений стимулировала эмансипацию. Например, на многих американских военных верфях имелись детские сады. Причем, цена стоимости ухода за детьми включалась в расходы на строительство кораблей.

Победившие сами себя

Иногда борьба за равноправие женщин оборачивалась против тех, кто ее проводил. Одним из самых ярких примеров стала исламская революция в Иране. (1979 https://ord-ua.com/2019/02/15/zigzagi-iranskoj-revolyucii/ )

К концу правления династии Пехлеви женщины обладали обширными правами, которые (за исключением Турции) не имели аналогов в исламском мире. В революционных событиях 1978-1979 гг. эмансипированные персиянки сыграли заметную роль. И каково же было их разочарование и возмущение, когда в результате падения шахского режима в стране установился консервативный исламский режим, опирающийся на законы шариата. Большинство прав, предоставленных женщинам шахами династии Пехлеви, были отменены или объявлены вне закона. Зато снова узаконили многоженство (впрочем, оно не прижилось) и многие другие традиционные нормы.

Такой «сюрприз» вызвал массовые протесты женских организаций и даже уличные акции протеста, но тут уже было поздняк метаться… Во многом именно за отказ следовать новым-старым законам в 1980 году была казнена экс-министр образования Фаррухру Парса (первая иранская женщина-министр). «Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не преклоню колена перед теми, кто ожидает, что я почувствую раскаяние в полувеке моей борьбы за равенство мужчин и женщин», – написала она детям перед казнью.

«Впихнуть невпихуемое»

В наши дни Восьмое марта прекрасно тем, что его можно органично наполнить самым разным, часто противоположным по своей сути, содержанием. Хочешь – делаешь акцент на эмансипации и феминизме, хочешь – на весне и сексизме! Одни празднуют – другие протестуют; чувихи с цветами – чувачки поддатые!.. В общем, это как раз тот случай, когда можно, как говорил Иван Плющ, «впихнуть невпихуемое».

Дмитро Шурхало, для «ОРД»


Fix address: http://ord-ua.com/2019/03/08/paradoksy-emansipacii/